Вторник, 07 Мая 2024, 07:11

МОУ ООШ №12 г. Муром

Добро пожаловать на наш сайт!

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость |
Меню сайта
Категории каталога
Детское общественное объединение [1]
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления.
Работа с родителями [4]
Документы [1]
Документация школы
Наш опрос
Нравится ли Вам наша школа?
1. Да
2. Да, очень
3. Не очень
4. Нет, никак
5. Нет
Всего ответов: 14
Главная » Традиции нашей школы » Работа с родителями

Литературная гостинная им. А.И.Солженицына
«Ангел – хранитель мой!»
(посвящается Наталье Николаевне Гончаровой)


Ведущий: Сегодняшняя наша встреча в Литературной гостиной им. А.И.Солженицына звучит так: «Ангел-хранитель мой!» Она посвящается Наталье Николаевне Гончаровой, жене А.С.Пушкина, великого русского поэта.

Ведущий:
Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Все в нем Россия обрела.

Все в нем Россия обрела –
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.

Ведущий:
Все было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская старинная
Его, младенца, пеленала…

(Русская народная песня «Вечор ко мне, девице»)

(Тихо звучит «Сентиментальный вальс» П.Чайковского)

Выходят (танцуют) А.Пушкин и Н.Н.Гончарова (под музыку вальса):


Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Появляются 4 дамы, танцуют вальс.
1-я дама: Слыхали новость: Пушкин женится.
2-я дама: Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!
3-я дама: Но кто ж она?
4-я дама: Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.
1-я дама: Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.
3-я дама: Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем небогат.
4-я дама: Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в
Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.
1-я дама: Но, слышно, там появилась холера!
2-я дама: Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому
счастию.

Чтец:
Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик – он льет три дня.
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.

Коня – в конюшню, а сам – к бумаге,
Письмо невесте, письмо в Москву:
«Вы зря разгневались, милый ангел,
Я здесь, как узник в тюрьме, живу.

Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер.)

А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок…
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог, - я был у ваших ног!

Но не велит госпожа Холера…
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина – тюрьма, тюрьма».
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла…
О, злая болдинская осень,
Какою доброю ты была!

3-я дама: Брак для поэта — это такая проза!
4-я дама: Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали — первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием.
и Пушкин — первый поэт России.
2-ая дама: Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали.
1-я дама: да, да, я помню. Учила с маменькой:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.

3-я дама: И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.
4-я дама: Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.
1-я дама: Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен.

Чтец: Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.

Ведущий: Фрейлины. Свечи. Цокот копыт.
Санкт-Петербург веселится…
А под декабрьской метелью летит
Пушкина вольная птица.

(Сцена пустеет под звуки вальса. Выходит исполнитель роли Пушкина, пишет письмо. Пушкин садится за стол, заваленный бумагой, книгами. В руках у него гусиное перо, лист бумаги.)

Пушкин: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год— мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также согласие ее матери. Прошу вашего благословения».

Ведущий: «Здесь, в Болдино, сошлось все воедино: деревня, осень, любовь, озарение. Закончен «Енгений Онегин», написаны прелестные «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и стихи, стихи, стихи. Но уже очерчен образ черного человека...».

(Сцена 2-я из . «Моцарта и Сальери...»)
Сальери: Что ты сегодня пасмурен?
Моцарт: Я? Нет!
Сальери: Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
Обед хороший, славное вино,
А ты молчишь и хмуришься.
Моцарт: Признаться,
Мой реквием меня тревожит.
Сальери: А! Ты сочиняешь реквием? Давно ли?
Моцарт: Давно, недели три. Но странный случай.
Не сказывал тебе я?
Сальери: Нет.
Моцарт: Так слушай.
Недели три тому пришел я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня:
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне реквием и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж реквием.

(Тихо звучит «Реквием» В. -А. Моцарта.)

Пушкин (пишет письмо, читает вслух): «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощенья за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило.
Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.
Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, потому что другого мы здесь не видим.
Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка.
Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье».

(Пушкин уходит. К столу подходят два чтеца, перебирают бумаги, просматривают и будто выбирают, что читать.)

1-й чтец: Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храни
Измен печальные преданья
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня...
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Клину речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.

2-й чтец: Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель.
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейшей образец.

(Чтецы забирают с собой все бумаги, стол и уходят. Звучит «Венчальная песня» С. Прокофьева. Голос из-за сцены.)

Ведущий: 1831 г. февраля 18 дня по Указу Его Императорского величества сочетались браком жених Александр Сергеевич Пушкин,
31 года от роду, и девица Наталья Николаевна Гончарова, 18 лет.
Чтец: Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?

Что сохранится на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к чему ее рука
В быту коснется ненароком.

И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из ее ларца
Его вдова. Вдова другая.
Непогрешимая вдова –
Святая пушкинская слава,
Одна на все его слова
Теперь имеющая право.

И перед этою вдовой
Ей, Натали, Наташе, Таше,
Нет оправдания живой,
Нет оправданья мертвой даже.

За то, что рок смертельный был,
Был рок родиться ей красивой…
А он такой ее любил,
Домашней, доброй, нешумливой.

Поэзия и красота –
Естественней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!

Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил. Верил свято
И перед смертью говорил:
«Она ни в чем не виновата».

(фрагмент «Исповедь» из вокального цикла «Дорога к Пушкину»)

Ведущий: Трудно найти не только в Русской, но и во всей мировой истории женщину, которая вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся вот уже полтора столетия.

Ведущий: Слишком много было у нее обвинителей и почти не было адвокатов. Та же самая пуля, которая оборвала жизнь Александра Пушкина, попала и в его жену – смертельный свинец людской клеветы.

Чтец: …И странный сон пал на чело поэта:
Огромный зал, цветы, шелка... шелка...
И вдруг из кружев — дуло пистолета
Наводит женская прекрасная рука.
И снегом рассыпаются колонны,
А сердце так болит, а сердце так болит,
И чей-то голос, до тоски знакомый:
«Жизнь кончена... дыхание теснит...»
От страшных снов дневная жизнь лишь краше,
Но что-то стукнуло в груди кусочком льда,
Когда, подняв персты, прелестная Наташа
Сказала слишком роковое «да».
Судьба, судьба! Божественного барда
И нищего — молчанью одному.
Так сердце женское рукой кавалергарда
Прекраснейшую жизнь щелчком швырнуло в тьму.
И плакали, и плакали метели,
Кустарником колючим шелестя,
Вчерашний след разостланной шинели
С ужасных мест испуганно метя.


Ведущий: (отрывок из раздумий Н.Доризо «Жена поэта») : Пушкин, как известно, дрался на дуэли за честь своей жены. Но дуэль продолжается. Вот уже полтора века каждой строкой своих писем Пушкин дерется за честь своей жены с теми, кто стремится во что бы то ни стало, по причинам, порою совершенно непонятным, осквернить ее образ.

(Фрагмент «Наталья Николаевна» из вокального цикла В.Быстрякова «Дорога к Пушкину» )
(Танец Пушкина и Гончаровой – вальс из «Пушкинских вальсов» С.Прокофьева)

Ведущий: … Все, что мы говорим о Н.Н.Пушкиной, имеет прямое отношение к самому Пушкину. О ней надо говорить так, и только так, как будто он стоит рядом с нами.

(Чтецы, желательно мальчики, одеты классически строго.)

Ведущий: Она редкостная красавица. Застенчивость и робость придавали ей особое очарование. Сильная, ловкая, она необыкновенно сложена, отчего каждое движение преисполнено грации.

Ведущий: Истинный портрет Натальи Николаевны нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене и о жене, можно составить ее характер.

Пушкин: Я женат — и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние так ново, что, кажется, я переродился.

Ведущий: Я не ревную, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься.

Ведущий: Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.

Пушкин: Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу.

Ведущий: Бедная моя Натали стала мишенью для ненависти
света. Повсюду говорят: это ужасно, что она так наряжается, в то.
время как ее свекру и свекрови есть нечего. Натали тут ни причем,
и отвечать за нее должен я... Если бы мать моя решила поселиться
у нас, Натали, разумеется, ее бы приняла.

Пушкин: Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения, один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. За шесть лет в семье Пушкиных родилось четверо детей: две девочки и два мальчика.

Ведущий: Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее, но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой.

(Звучит «Реквием» В. -А. Моцарта. Все уходят со сцены.)
(Следующую композицию исполняют девочки, одетые в костюмы светских дам.)

1-я дама: По предсмертному завету Пушкина 24-летняя Наталья Николаевна уехала из Петербурга к брату, в Полотняный завод. Почти 2 года прожила она с детьми в уединении.

2-я дама: А следом за ней шли великосветская клевета и осуждение. Вот 2 письма современников.

3-я дама: Я ведь ее не виню, как не винят детей, когда они по неведению и по необдуманности причиняют зло. Наш добрый, наш великий Пушкин должен был бы иметь совсем другую жену.

4-я дама: Свет никогда не будет на вашей стороне. По отношению к вам он всегда будет без жалости и без снисхождения. Будьте горды, заставьте уважать ваши права.

Наталья Николаевна:
После смерти мужа я 7 лет не выходила замуж, хотя было 3 претендента на мою руку. Но каждый из них не соглашался жить под одной крышей моими детьми. Я всем отказала.
Петр Петрович Ланской, генерал, стал моим мужем. В этом браке у родилось еще трое детей: девочки.
Я слишком много страдала и вполне искупила ошибки, которые могла совершить в молодости. Тем, что была когда-то женой великого поэта, я ( бесконечно горжусь, рассказываю своим детям о Пушкине, храню письма, книги.

(Уходят под звуки вальса, с которого началась композиция. Ведущий читает стихотворение «Я вас любил...»)



Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

( звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского)

Закрытие гостиной.










Категория: Работа с родителями | Добавил: Admin (12 Сентября 2011)
Просмотров: 1344
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024