Ведущий: Сегодняшняя наша встреча в Литературной гостиной им. А.И.Солженицына звучит так: «Ангел-хранитель мой!» Она посвящается Наталье Николаевне Гончаровой, жене А.С.Пушкина, великого русского поэта.
Ведущий: Все в нем Россия обрела – Свой древний гений человечий, Живую прелесть русской речи, Что с детских лет нам так мила, - Все в нем Россия обрела.
Все в нем Россия обрела – Своей красы любую малость. И в нем увидела себя, И в нем собой залюбовалась.
Ведущий: Все было мудро предназначено Судьбой – и сказки, и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины. В светелке теплота перинная, Свеча устало догорала, И песня русская старинная Его, младенца, пеленала…
Появляются 4 дамы, танцуют вальс. 1-я дама: Слыхали новость: Пушкин женится. 2-я дама: Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров! 3-я дама: Но кто ж она? 4-я дама: Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых. 1-я дама: Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб. 3-я дама: Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем небогат. 4-я дама: Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования. 1-я дама: Но, слышно, там появилась холера! 2-я дама: Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастию.
Чтец: Вздыхает ветер. Штрихует степи Осенний дождик – он льет три дня. Седой, нахохленный, мудрый стрепет Глядит на всадника и коня.
Коня – в конюшню, а сам – к бумаге, Письмо невесте, письмо в Москву: «Вы зря разгневались, милый ангел, Я здесь, как узник в тюрьме, живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли, И каждый день безнадежно сер. Целую кончики ваших крыльев (Как даме сердца писал Вольтер.)
А под окном, словно верный витязь, Стоит на страже крепыш дубок… Так одиноко! Вы не сердитесь: Когда бы мог, - я был у ваших ног!
Но не велит госпожа Холера… Бешусь, тоскую, схожу с ума. А небо серо, на сердце серо, Бред карантина – тюрьма, тюрьма». Перо гусиное он отбросил, Припал лицом к холодку стекла… О, злая болдинская осень, Какою доброю ты была!
3-я дама: Брак для поэта — это такая проза! 4-я дама: Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали — первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. и Пушкин — первый поэт России. 2-ая дама: Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали. 1-я дама: да, да, я помню. Учила с маменькой: Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней.
3-я дама: И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька. 4-я дама: Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати. 1-я дама: Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен.
Чтец: Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг, Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает.
Ведущий: Фрейлины. Свечи. Цокот копыт. Санкт-Петербург веселится… А под декабрьской метелью летит Пушкина вольная птица.
(Сцена пустеет под звуки вальса. Выходит исполнитель роли Пушкина, пишет письмо. Пушкин садится за стол, заваленный бумагой, книгами. В руках у него гусиное перо, лист бумаги.)
Пушкин: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год— мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также согласие ее матери. Прошу вашего благословения».
Ведущий: «Здесь, в Болдино, сошлось все воедино: деревня, осень, любовь, озарение. Закончен «Енгений Онегин», написаны прелестные «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и стихи, стихи, стихи. Но уже очерчен образ черного человека...».
(Сцена 2-я из . «Моцарта и Сальери...») Сальери: Что ты сегодня пасмурен? Моцарт: Я? Нет! Сальери: Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? Обед хороший, славное вино, А ты молчишь и хмуришься. Моцарт: Признаться, Мой реквием меня тревожит. Сальери: А! Ты сочиняешь реквием? Давно ли? Моцарт: Давно, недели три. Но странный случай. Не сказывал тебе я? Сальери: Нет. Моцарт: Так слушай. Недели три тому пришел я поздно Домой. Сказали мне, что заходил За мною кто-то. Отчего, Всю ночь я думал: кто бы это был? И что ему во мне? Назавтра тот же Зашел и не застал опять меня. На третий день играл я на полу С моим мальчишкой. Кликнули меня: Я вышел. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал Мне реквием и скрылся. Сел я тотчас И стал писать — и с той поры за мною Не приходил мой черный человек; А я и рад: мне было б жаль расстаться С моей работой, хоть совсем готов Уж реквием.
(Тихо звучит «Реквием» В. -А. Моцарта.)
Пушкин (пишет письмо, читает вслух): «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощенья за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе. Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, потому что другого мы здесь не видим. Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье».
(Пушкин уходит. К столу подходят два чтеца, перебирают бумаги, просматривают и будто выбирают, что читать.)
1-й чтец: Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкой, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой; Прилежно в памяти храни Измен печальные преданья Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня... Кляну коварные старанья Преступной юности моей И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей. Клину речей любовный шепот, Стихов таинственный напев, И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот.
2-й чтец: Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель. Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейшей образец.
(Чтецы забирают с собой все бумаги, стол и уходят. Звучит «Венчальная песня» С. Прокофьева. Голос из-за сцены.)
Ведущий: 1831 г. февраля 18 дня по Указу Его Императорского величества сочетались браком жених Александр Сергеевич Пушкин, 31 года от роду, и девица Наталья Николаевна Гончарова, 18 лет. Чтец: Как девочка, тонка, бледна, Едва достигнув совершеннолетья, В день свадьбы знала ли она, Что вышла замуж за бессмертье?
Что сохранится на века Там, за супружеским порогом, Все то, к чему ее рука В быту коснется ненароком.
И даже строки письмеца, Что он писал, о ней вздыхая, Похитит из ее ларца Его вдова. Вдова другая. Непогрешимая вдова – Святая пушкинская слава, Одна на все его слова Теперь имеющая право.
И перед этою вдовой Ей, Натали, Наташе, Таше, Нет оправдания живой, Нет оправданья мертвой даже.
За то, что рок смертельный был, Был рок родиться ей красивой… А он такой ее любил, Домашней, доброй, нешумливой.
Поэзия и красота – Естественней союза нету. Но как ты ненавистна свету, Гармония живая та!
Одно мерило всех мерил, Что он ей верил. Верил свято И перед смертью говорил: «Она ни в чем не виновата».
(фрагмент «Исповедь» из вокального цикла «Дорога к Пушкину»)
Ведущий: Трудно найти не только в Русской, но и во всей мировой истории женщину, которая вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся вот уже полтора столетия.
Ведущий: Слишком много было у нее обвинителей и почти не было адвокатов. Та же самая пуля, которая оборвала жизнь Александра Пушкина, попала и в его жену – смертельный свинец людской клеветы.
Чтец: …И странный сон пал на чело поэта: Огромный зал, цветы, шелка... шелка... И вдруг из кружев — дуло пистолета Наводит женская прекрасная рука. И снегом рассыпаются колонны, А сердце так болит, а сердце так болит, И чей-то голос, до тоски знакомый: «Жизнь кончена... дыхание теснит...» От страшных снов дневная жизнь лишь краше, Но что-то стукнуло в груди кусочком льда, Когда, подняв персты, прелестная Наташа Сказала слишком роковое «да». Судьба, судьба! Божественного барда И нищего — молчанью одному. Так сердце женское рукой кавалергарда Прекраснейшую жизнь щелчком швырнуло в тьму. И плакали, и плакали метели, Кустарником колючим шелестя, Вчерашний след разостланной шинели С ужасных мест испуганно метя.
Ведущий: (отрывок из раздумий Н.Доризо «Жена поэта») : Пушкин, как известно, дрался на дуэли за честь своей жены. Но дуэль продолжается. Вот уже полтора века каждой строкой своих писем Пушкин дерется за честь своей жены с теми, кто стремится во что бы то ни стало, по причинам, порою совершенно непонятным, осквернить ее образ.
(Фрагмент «Наталья Николаевна» из вокального цикла В.Быстрякова «Дорога к Пушкину» ) (Танец Пушкина и Гончаровой – вальс из «Пушкинских вальсов» С.Прокофьева)
Ведущий: … Все, что мы говорим о Н.Н.Пушкиной, имеет прямое отношение к самому Пушкину. О ней надо говорить так, и только так, как будто он стоит рядом с нами.
Ведущий: Она редкостная красавица. Застенчивость и робость придавали ей особое очарование. Сильная, ловкая, она необыкновенно сложена, отчего каждое движение преисполнено грации.
Ведущий: Истинный портрет Натальи Николаевны нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене и о жене, можно составить ее характер.
Пушкин: Я женат — и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние так ново, что, кажется, я переродился.
Ведущий: Я не ревную, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься.
Ведущий: Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.
Пушкин: Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу.
Ведущий: Бедная моя Натали стала мишенью для ненависти света. Повсюду говорят: это ужасно, что она так наряжается, в то. время как ее свекру и свекрови есть нечего. Натали тут ни причем, и отвечать за нее должен я... Если бы мать моя решила поселиться у нас, Натали, разумеется, ее бы приняла.
Пушкин: Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения, один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. За шесть лет в семье Пушкиных родилось четверо детей: две девочки и два мальчика.
Ведущий: Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее, но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой.
(Звучит «Реквием» В. -А. Моцарта. Все уходят со сцены.) (Следующую композицию исполняют девочки, одетые в костюмы светских дам.)
1-я дама: По предсмертному завету Пушкина 24-летняя Наталья Николаевна уехала из Петербурга к брату, в Полотняный завод. Почти 2 года прожила она с детьми в уединении.
2-я дама: А следом за ней шли великосветская клевета и осуждение. Вот 2 письма современников.
3-я дама: Я ведь ее не виню, как не винят детей, когда они по неведению и по необдуманности причиняют зло. Наш добрый, наш великий Пушкин должен был бы иметь совсем другую жену.
4-я дама: Свет никогда не будет на вашей стороне. По отношению к вам он всегда будет без жалости и без снисхождения. Будьте горды, заставьте уважать ваши права.
Наталья Николаевна: После смерти мужа я 7 лет не выходила замуж, хотя было 3 претендента на мою руку. Но каждый из них не соглашался жить под одной крышей моими детьми. Я всем отказала. Петр Петрович Ланской, генерал, стал моим мужем. В этом браке у родилось еще трое детей: девочки. Я слишком много страдала и вполне искупила ошибки, которые могла совершить в молодости. Тем, что была когда-то женой великого поэта, я ( бесконечно горжусь, рассказываю своим детям о Пушкине, храню письма, книги.
(Уходят под звуки вальса, с которого началась композиция. Ведущий читает стихотворение «Я вас любил...»)
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.